VII Конференция Ассоциации контрольно-счетных органов Амурской области

Тезисы доклада председателя контрольно-счетной палаты Амурской области
на
VII Конференции контрольно-счетных органов Амурской области
«Актуальные вопросы осуществления внешнего финансового контроля при формировании и исполнении областного и местных бюджетов контрольно-счетными органами Амурской области»
21 сентября 2010 года

г. Белогорск

Уважаемые участники конференции!

1. Выбранная тематика уже не первый год является предметом обсуждения в сообществе органов внешнего финансового контроля, вместе с тем не утрачивает актуальности и по сей день и предполагает охват самых различных направлений деятельности контрольно-счетных органов.

2. Контрольно-счетная палата области в своей контрольно-ревизионной работе постоянно сталкивается с проблемами реализации 94 Федерального Закона о закупках для государственных нужд. В нынешнем своем виде он содержит значительные коррупционные риски.

Установлены факты неприменения конкурсных процедур, а также их проведения с нарушениями законодательства в сфере размещения заказов, которые привели к неэффективному использованию бюджетных средств.

Можно сказать с полной ответственностью: сегодня назрела острая необходимость в совершенствовании норм, регулирующих осуществление закупок для государственных и муниципальных нужд, в целях исключения возможности их произвольного толкования и предоставления неоправданных преимуществ.

3. Проведены проверки годовых отчетов об исполнении бюджетов муниципальных образований за 2009 год в трех муниципальных образованиях – Архаринский район, Зейский район, Константиновский район (проверка не завершена).

4. В рамках осуществления контроля за исполнением областного бюджета Контрольно-счетной палатой Амурской области проводятся проверки муниципальных образований области по вопросу целевого и эффективного использования средств областного бюджета, направленных на реализацию долгосрочных целевых программ.

По характеру решаемых задач в области действовали следующие категории долгосрочных целевых программ:

-экономические (5) – их удельный вес в общем объеме финансирования из областного бюджета всех программ составляет 54,0 %;

-социальные программы (18) на их реализацию направлено 43,6 % общего объема финансирования;

-природоохранные программы (3) – на них направлено только 2,4 % общего объема финансирования.

К сожалению, результаты проведенных проверок свидетельствуют о недостаточном уровне обеспечения со стороны муниципальных органов власти области своевременного и эффективного использования бюджетных средств, выделяемых бюджетам муниципальных образований на софинансирование мероприятий, предусмотренных в рамках ДЦП.

Так, в ходе осуществления проверки целевого и эффективного использования субсидий, выделенных бюджетам муниципальных образований в рамках реализации ДЦП «Модернизация коммунальной инфраструктуры Амурской области на 2009-2010 годы» установлены факты неосвоения средств субсидий, направленных из областного бюджета на софинансирование объектов капитального строительства собственности муниципальных образований.

Неосвоение бюджетных ассигнований, выделяемых муниципальным образованиям до конца финансового года, в конечном итоге приводит к недостижению планируемого социально-экономического результата от реализации конкретного мероприятия долгосрочной целевой программы, и, соответственно несоблюдению принципа результативности и эффективности, определенного статьей 34 БК РФ.

В ряде случаев установлены факты несоблюдения муниципальными образованиями условий при предоставлении им из областного бюджета субсидий на софинансирование объектов, предусмотренных ДЦП. В данном случае при предоставлении из областного бюджета субсидий муниципальным образованиям условием являлось наличие утвержденной проектно-сметной документации по объектам, являющимся предметами софинансирования.

Из 26 долгосрочных целевых программ в 2009 году 6 действовало в рамках приоритетных национальных проектов, предполагающих обязательное софинансирование расходов федерального бюджета средствами областного и местных бюджетов.

В числе нарушений, установленных в результате контрольных мероприятий, проведенных Контрольно-счетной палатой Амурской области, выявлены факты несоблюдения муниципальными образованиями установленного уровня софинансирования расходных обязательств средствами местных бюджетов.

Такого рода нарушения установлены при осуществлении проверок использования средств, выделенных на реализацию ДЦП «Развитие социальной и инженерной инфраструктуры территорий Амурской области до 2013 года». Из пяти муниципальных образований, охваченных проверками, во всех пяти установлены факты несоблюдения условий софинансирования.

При проверках использования средств субсидий областного бюджета, выделенных бюджетам муниципальных образований области на реализацию долгосрочной целевой программы «Модернизация коммунальной инфраструктуры Амурской области на 2009-2010 годы» в трех муниципальных образованиях из 14, охваченных проверками, установлено несоблюдение условий софинансирования.

5. Важным направлением в работе контрольно-счетных органов должен стать контроль за эффективным использованием муниципального имущества.

Опыт работы нашей палаты показывает, что проводимыми внешними проверками годовых отчетов об исполнении бюджетов муниципальных образований области выявляется значительное количество нарушений при использовании муниципального имущества, что в конечном итоге приводит к потерям муниципальных бюджетов.

При проведении контрольных мероприятий в муниципальных образованиях наиболее часто встречаются следующие нарушения в части использования муниципального имущества.

1) Действующие в муниципальном образовании нормативные правовые акты, регулирующие использование муниципальной собственности, имеют наличие противоречивых норм.

2) Не проведена оценка муниципального имущества и земельных участков в соответствии с действующим законодательством.

3) Отсутствие в муниципальном образовании реестра имущества, находящегося в муниципальной собственности.

4) Не проводится инвентаризация объектов муниципальной собственности и проверка их целевого использования.

5) Начальная цена приватизируемого имущества установлена ниже оценочной стоимости.

6) Не сдаются в аренду неиспользуемые земли, находящиеся в муниципальной собственности.

7) Несоответствие коэффициентов при расчете арендной платы методике, утвержденной региональным нормативным актом.

8) Предоставление земельных участков в аренду без проведения торгов.

9) Не принимаются меры по взысканию задолженности по арендной плате за землю и имущество, находящиеся в муниципальной собственности.

Очень много нарушений выявляется именно при проведении проверок использования собственности, что говорит о необходимости усиления контрольной работы в данном направлении.

6. Правительством Российской Федерации принята Программа по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года.

Ее проект, подготовленный Министерством финансов Российской Федерации, подвергся серьёзной переработке. И тому были причины. Так, некоторые позиции вступали в противоречие с основными положениями Лимской декларации руководящих принципов контроля, а также ограничивали возможности Счётной палаты Российской Федерации как высшего контрольного органа государства, контрольно-счётных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

Кроме того, отдельные пункты Программы содержали в себе значительную потенциальную коррупционную опасность.

В утвержденной Программе развитию системы государственного (муниципального) контроля посвящен раздел IX, в котором сказано: «Полномочия Счетной палаты Российской Федерации и контрольно-счетных органов, созданных законодательными (представительными) органами государственной власти и органами местного самоуправления, по осуществлению внешнего государственного (муниципального) финансового контроля (аудита) определяются соответственно Федеральным законом "О Счетной палате Российской Федерации", законами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о контрольно-счетных органах.» и о том, что «Реализация предлагаемой концепции государственного (муниципального) финансового контроля предполагает внесение изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. При этом внесение изменений в Федеральный закон "О Счетной палате Российской Федерации" не потребуется».

В целях обеспечения единства правовых основ внешнего финансового контроля до конца текущего года по поручению Президента Российской Федерации Д.А.Медведева будет разработан и внесен в Государственную Думу проект федерального закона «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований».

7. В соответствии с основополагающими принципами Лимской декларации контрольно-счетная палата уделяет большое внимание повышению прозрачности и информационной открытости в своей работе.

В соответствии с требованиями федерального закона от 09.02.2009
№ 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» разработано Положение о порядке предоставления информации о деятельности контрольно-счетной палаты Амурской области и Перечень информации о деятельности Палаты, размещаемой в сети Интернет.

8. Взаимодействие со средствами массовой информации является важнейшим элементом обеспечения обратной связи с обществом, получения чётких критериев для оценки общественно значимых результатов работы контрольного органа.

Отдельным и очень важным направлением внешних связей контрольно-счетной палаты области является сотрудничество с контрольными органами. Прежде всего, следует отметить взаимодействие со Счетной палатой Российской Федерации, кроме того, заключены соответствующие соглашения с правоохранительными и надзорными органами, представленными на территории Амурской области. С целью формирования единого поля государственного финансового контроля в области создана и успешно работает наша Ассоциация.

9. Контрольные органы, созданные представительными органами местного самоуправления, занимают особое место в системе муниципального финансового контроля. Это обусловлено их статусом, так как законодательно предусмотрена возможность формирования в виде органа местного самоуправления, открытостью перед населением муниципального образования, а также тем, что только они наделены полномочиями по проведению внешней проверки отчёта об исполнении бюджета муниципального образования.

Система внешнего финансового контроля в Дальневосточном федеральном округе пока еще только складывается. Численность региональных контрольно-счетных органов на 01.01.2010 составляет 153 единицы.

Следует отметить, что за последние три года количество муниципальных контрольно-счетных органов увеличилось на 36, или 60%. Доля муниципальных образований, в которых созданы контрольно-счетные органы, в общем количестве муниципальных образований составляет 9,7 процента, в 2006 году – 4,3 процента.

В Амурской области создано 23 контрольно-счетных органа муниципальных районов и городских округов, в том числе в городских округах - 8, в муниципальных районах – 15. В городских и сельских поселениях контрольные органы не создавались. По сравнению с 2006 годом количество муниципальных органов увеличилось на 15.

Муниципальными контрольно-счетными органами Амурской области в 2009 году проведено 50 внешних проверок отчетов об исполнении бюджетов муниципальных образований.

Функции муниципальных контролёров весьма широки и включают в себя:

- экспертизу проекта местного бюджета;

- экспертизу правовых актов органов местного самоуправления, относящихся к финансово-бюджетным вопросам;

- организацию и осуществление контроля за исполнением бюджета, управлением муниципальной собственностью;

- проведение внешней проверки годового отчёта об исполнении бюджета муниципального образования.

10. Реализация поставленных задач требует нормативного и финансового обеспечения. Опыт работы контрольно-счетных органов позволяет выделить ряд проблем, которые волнуют муниципальные контрольно-счетные органы и требуют законодательного и нормативного решения, так как не решаются на протяжении ряда лет, а в отношении некоторых из них можно констатировать ухудшение ситуации.

Первое. Нормативно не закреплены общие принципы организационного и финансового обеспечения контрольно-счетных органов муниципальных образований.

Вторая проблема прямо связана с первой и относится к контрольным органам муниципального района, заключившим соглашения о внешней проверке годовых отчетов поселений. Численность контрольных органов в большинстве своем составляет 1-2 человека, таким образом, в месячный срок, предусмотренный ст. 264.4 Бюджетного Кодекса Российской Федерации, районный контролер должен дать заключение и на отчет района и еще на несколько годовых отчётов поселений, к чему это приводит, пояснять не требуется.

Третьей проблемой можно назвать недоработки в федеральном законодательстве по вопросам создания контрольного органа муниципального образования и статуса его руководителя.

Четвертой проблемой, достаточно широко известной, обсуждаемой, но до сих пор не решенной, является отсутствие на законодательном уровне понятия «эффективность», отсутствует единая методологическая база и единые контрольно-ревизионные стандарты, в т.ч. критерии оценки эффективности использования бюджетных средств. Каждый муниципальный контрольный орган самостоятельно с учетом собственного видения ситуации и полученного опыта пытается решать эти вопросы, кто-то в большей, кто-то в меньшей степени, используя документы Счётной палаты Российской Федерации и региональный опыт.

Надеюсь, что выражу общее мнение о том, что впереди у контрольно-счетных органов Амурской области перспективное будущее. Да, сегодня есть трудности, не хватает специалистов, трудно добиться необходимой численности, далеко не всегда есть понимание со стороны проверяемых объектов. Но, как нам представляется, ситуация должна измениться, потому что решение социально-экономических задач требует постоянного и эффективного контроля.

 

 

 

 

 

баннер опрос copy.gifСчетная палата Российской ФедерацииПравительство Амурской областиЗаконодательное собрание Амурской области

 


создание сайта